Ирина
АксючицБизнес-психолог
Писать в чате, мол,
“что у тебя там”, не надо.
Поговорите лицом к лицу
За время, пока мы работаем удаленно, процессы в компании должны были уже более-менее устаканиться, считает Ирина Аксючиц. Но если вам кажется, что что-то идет не так, дадим пару рекомендаций. Из своей практики психолог заметила: в режиме дистанционной работы компании изменяют подход к организации работы или в сторону усиления контроля, или наоборот — дают больше, чем обычно, свободы.
Как понять, что выбран нужный путь, если вы пока
не очень опытный руководитель? Ирина советует
обратить внимание на три момента:
— Во-первых, обратите внимание на свою личность как руководителя. Кто вы по сути? Поколения миллениума и Z больше привыкли к виртуальному управлению и жизни в целом, чем поколения Y и X, которые в бизнесе по 20 лет. Если вы молодой руководитель, то вы скорее более контактны и демократичны в общении.
— Во-вторых, — продолжает бизнес-психолог, — важно понимать, с кем вы общаетесь. Выводы о сотруднике нужно делать на основании вашего опыта: что из себя этот человек представляет, как он раньше общался, к чему он привык. Понять это можно только через опыт взаимодействия — ваше общение.
— В-третьих, посмотрите на отношения, которые уже сложились между вами “вчера”. Кроме того, не стоит бояться спрашивать у сотрудника напрямую о каких-то моментах.
Многие всё же в итоге выбирают путь свободы
— Руководители считают, что сотрудникам сейчас и так тяжело: ковид не отступает, в целом обстановка в стране не самая расслабленная, сейчас еще и зима — факторы напряжения накапливаются.
В некоторых компаниях, особенно IT-сектора, решением этой проблемы занимаются HR по персоналу или, как иногда их называют, менеджеры счастья. Я сама обучала таких сотрудников, чтобы они потом в своих компаниях общаться с другими коллегами — не как друзья, а именно как “менеджеры счастья”.
Общение происходит с помощью вербального и невербального взаимодействия: делаются регулярные обзвоны, в Zoom организовываются “пикнички”.
Можно даже делать созвоны четко несколько раз в день: в 10 утра, в час дня, вечером — это держит в тонусе. Причем привычка помогает в первую очередь сотруднику: он осознает, где конкретное начало рабочего дня, а где его конец и не перерабатывает, стирая границу между отдыхом и трудом.
Если же вы уже видите, что сотрудник стал показывать худшие результаты, его поведение изменилось, то сразу же выходите с ним на внерабочий разговор.
— Позвонить, переговорить лично — это очень важно, — подчеркивает Ирина Аксючиц. — Я всегда рекомендую директорам, руководителям небольших компаний или менеджерам отделов не писать в чате, мол, “что там у тебя”. Сейчас это очень распространено.
Нужно именно пообщаться лицом к лицу, пусть и виртуально, чтобы соблюдать меры безопасности. Спросите о семейном и других вещах, которые сотрудника могут беспокоить. Совмещать работу на дистанционке и семью можно только с большой внутренней дисциплиной.
В созвонах с видео есть еще один плюс — это как
минимум мотивирует человека организовать свое
рабочее место.
Приодеться, возможно, накраситься, убрать беспорядок. Появляется понятие рабочего дня, внешняя дисциплина порождает внутреннюю. По мнению бизнес-психолога, только кажется, что работа в хаосе возможна. На самом деле это заблуждение.
— Важно, чтобы сотрудник работал не только ради зарплаты, но и ради самореализации. Тогда он будет работать даже дома. Помните, что сейчас время искренности — в том плане, что уже нет отношения “я тебе приказываю и ты это сделаешь”.
Сейчас нужно думать категориями “что мы вместе можем сделать ради продукта, ради компании”, — замечает Ирина Аксючиц.
Управленцу важно включить заинтересованность в сотруднике
Ведь он работает не ради собственника, а ради того, чтобы реализовать миссию, себя.
Бизнес-психолог также работает как коуч и мотиватор: с одними компаниями — на постоянной основе, с другими — месяц-два, с третьими — по неделе в год.
— Даже если у вас в компании есть HR, подумайте о приглашении психолога со стороны, если понимаете, что не справляетесь. Это нормально, так делают даже топ-бизнесмены. Чем отличается HR от консультирующего психолога? Как минимум, в коллективе вы так или иначе взаимодействуете, на ваше общение накладывается старый опыт, прежние обиды, если они есть.
Приходящий специалист оценит обстановку объективно и поможет профессиональным инструментарием. Между психологом и бизнес-психологом отличие тоже есть: первый помогает, используя индивидуальные и коллективные особенности человека и компании, а бизнес-психолог еще и включает в себя понятия “коуч” и “мотиватор”. То есть такой специалист знает техники, как учить и мотивировать в бизнесе.
Ирина Аксючиц рекомендует спрашивать
сотрудников, что с ними происходит, чтобы лучше
видеть проблему:
— И, если не хватает своих ресурсов или опыта, чтобы решить проблемы сотрудников, подсматривайте “решения” у других компаний, западных гуру. Не бойтесь обратиться к специалисту, если понимаете, что не справляетесь с состоянием персонала сами.